Ломаный косоур своими руками – технология и секреты
На рынке представлено множество моделей лестниц. Одна из самых популярных и доступных моделей каркасов – это лестница на ломаном косоуре. Ломаный косоур, косоур зигзаг, ступенчатый косоур – их называют по-разному, но суть одна. В этой статье мы расскажем о своих технологиях и фишках при проектировании и изготовлении ломаного косоура из профильной трубы. На основании этого вы сможете сделать вывод: нужно ли заказывать такой каркас у профессионалов, или можно изготовить ломаный косоур своими руками. Забегая вперед скажу, что собрать такой каркас самостоятельно можно. Вам понадобятся специальное оборудование и знания, о которых ниже.
Материал косоура
Мы используем профильную трубу размером 100*50*3 мм для маршей длиной до 3х метров и 120*60*4 мм для маршей свыше трех метров. Все дело в том, что чем длиннее марш, тем больше будет пружинить и вибрировать лестница при ходьбе. Пружинистость лестницы – понятие субъективное. Для кого-то это совсем не заметно. Все зависит от личных ощущений.
Если марш длинный, но денег решительно не хватает, можно сэкономить на трубе, поставив под длинный марш дополнительную опору. В этом случае она погасит все вибрации и бюджет не пострадает.
Выбор правильной трубы каркаса
Выбор правильной трубы для изготовления ломаного косоура заключается в том, чтобы шов трубы располагался на узкой полке. Такое положение шва выглядит аккуратно после покраски. Горизонтальные детали можно повернуть лицом к ступени, и ступени шов скроют, а вертикальные перевернуть во внутреннюю часть. Шпаклевать такие швы не представляется возможным, если речь идет о порошковой покраске. Так что идеальное исполнение, только с ручной покраской и шпаклевкой. В этом случае цена каркаса улетает в космос. А за космические деньги есть другие, более современные решения.
Проектирование конфигурации каркаса
Проектированию конфигурации каркаса ломаного косоура своими руками можно посвятить отдельную длинную статью. Нет ничего сложнее, чем гармонично спроектировать каркас на ломаном косоуре. Особенно, когда дело касается забежных ступеней. Дьявол, как правило, кроется в деталях. И эти детали ни как не хотят вставать на свои места с первого раза.
Все дело в том, что при проектировании забежных ступеней на внутренней части каркаса возникает высокий подскок, и обыграть этот подскок можно двумя путями: простым и красивым.
Простой пусть заключается в том, что вдоль всех забежных ступеней на всю высоту пускают один столб, который соединяет все забежки воедино. Способ очень простой и в этом заключается его главный минус – каркас выглядит непродуманно.
Второй путь – красивый. В нем каждый элемент внутреннего контура каркаса повторяет геометрию ступеней. Чтобы пойти по такому пути, нужно владеть САПР приложениями и отстраивать тщательно прорабатывать конфигурацию. Мы не ищем легких путей, поэтому все наши каркасы делаем только в данном исполнении. Фото для сравнения разных вариантов ниже:
Заготовка деталей для ломаного косоура своими руками
Заготовку деталей можно выполнить несколькими способами:
Первый вариант – нарезать болгаркой или обезьянкой с абразивным кругом. Способ самый сложный, трудоемкий и без каких либо претензий к результату. Некоторые мастера режут заготовки таким способом, но получить две одинаковые практически не реально.
Второй вариант – это резка с помощью ленточнопильного станка. Способ доступный многим. Лет 10 назад ленточнопильный станок считался роскошью. Теперь же это необходимое оборудование на любом металлообрабатывающем производстве. Найти цех, где напилят заготовки таким способом не составит труда. Способ тоже нельзя считать самым точным, так как все зависит от состояния станка, износа расходников (подшипники и губки) и, конечно, от человека, который на нем работает. Но этот способ все равно гораздо лучше, чем резка абразивом. По крайней мере, здесь можно добиться повторяемости результата.
Третий вариант – нарезка заготовок на лазерном труборезе с ЧПУ. Это достаточно новая технология и пока очень мало у кого есть к ней доступ. Нарезать ломаный косоур своими руками на лазере – звучит забавно) Этот способ самый точный. Повторяемость деталей практически 100%. Вероятность ошибки сводится к нулю. При этом станок не только режет заготовки, но и прорезает в них отверстия в нужных местах. Мы используем на своем производстве именно этот способ, а ленточная пила пылится в углу. Иногда, если нужно по мелочи что-то отрезать, мы ее используем, но лазер, конечно, вне конкуренции!
Снятие фасок под сварку
После того как мы нарезали детали и просверлили в них отверстия, следует произвести разделку кромок свариваемых деталей. Простым языком – снять фаску. Эта операция позволяет приникать электроду (или проволоке полуавтомата) на полную толщину металла, качественно выполнять корневые швы и добиваться хорошего провара детали по всему сечению. Благодаря увеличенной площади соединение более надежно. Помимо этого, разделка уменьшает сварочные напряжения и предупреждает появление трещин.
Если фаски не снимать, то сделать провар на какую-либо значительную глубину не всегда получится. Если заготовки нарезаны под правильным углом и нужного размера, то они подгоняются друг к другу очень плотно, зазора практически нет. После зачистки такого шва без разделки останется тонкий слой проваренной поверхности, а кое-где его может и не быть вовсе. Ходить по такой лестнице будет опасно. Не экономьте времени на разделке швов.
Сверление отверстий
Если вы не используете для заготовки лазерный станок, то все отверстия в каркасе лучше просверлить заранее перед сборкой. Особенно отверстие под крепление ступеней. Если вы делаете сборный каркас, который собирается без сварки, и отверстия для одного соединения находятся на разных деталях, то такие позиции лучше сверлить после сварки и зачистки по шаблону. Так вы минимизируете вероятность ошибки.
Какие отверстия вообще сверлятся в каркасе:
- Для крепления ступеней. Обычно для крепления ступеней в ломаных косоурах используют дюбели для лестничных ступеней. Раньше были Fischer, сейчас А-ля Fischer. Теперь их производят в России, т.к. немецкий аналог нам недоступен. Найти можно на любых маркетплейсах. Качество отличное, ни чем не уступает зарубежному аналогу. Пользуемся сами. Под эти дюбели сверлят отверстие ф9 мм. На каждой проступи достаточно по 2 отверстия.
- Для крепления косоуров между собой. Мы используем болты М12 и отверстия закладываем ф13. Что и вам рекомендуем.
Сварка ломаного косоура своими руками
И вот тут то начинаются самые большие проблемы! Если проверить интернет на тему “как ровно сварить ломаный косоур”, вы увидите сколько копий сломали сварщики всех мастей в тщетных попытках сварить ломаный косоур ровно.
В чем дело. Дело в том, что такой каркас состоит чуть менее чем полностью из кольцевого сварочного шва. При сварке металл нагревается, его стягивает, создаются напряжения в местах сварки, после чего его и выгибает. Поведение косоура после сварки очень сложно предсказать.
И тут возникает резонный вопрос: а можно ли вообще сварить ломаный косоур своими руками ровно?
Ответ – нет. Ломаный косоур ровно сварить нельзя. Варите ломаный косоур своими руками, чужими руками, руками робота сварщика, погрешности возникают всегда, при любом способе, при любой фиксации, любым методом сварки и любой последовательности действий.
Но эти погрешности можно свести к минимуму. Для этого нужно всего лишь…
- Ровный сварочный стол. Металлический. Лучше профессиональный с перфорацией.
- Струбцины для фиксации заготовок к столу. Можно приварить детали к столу, если стол без перфорации. Разницы в результате нет. Фиксация к столу нужна только на этапе прихваток. На этапе провара следует убрать фиксацию.
- Правильная последовательность сварки. Ниже я опишу как это делаем мы, чтобы свести к минимуму изменение геометрии каркаса.
- Для начала выкладываем все заготовки косоура на столе и прихватываем их друг к другу с контролем прямого угла.
- Переворачиваем косоур и ставим прихватки с противоположной стороны.
- Затем ставим прихватки на торцах заготовок, после чего убеждаемся, что углы не ушли.
- Обратите внимание, что я ни где не говорю о том, что каркас нужно фиксировать к столу. Это не влияет на результат и лишает нас мобильности в последовательности сварки.
- Далее мы делаем провары на горизонтальной плоскости от края к середине по паре сантиметров с одной стороны каркаса. Середину пока не варим.
- Потом мы переворачиваем каркас другой стороной и делаем аналогичные провары с обратной стороны.
- Потом мы снова переворачиваем каркас и обвариваем уже среднюю часть.
- Следом снова переворачиваем и обвариваем среднюю часть с обратной стороны
- Заключительным этапом идет провар торцов заготовок.
Соблюдая такую последовательность сварки мы добиваемся минимального искривления каркаса как в продольной, так и в поперечной части. Погрешность на всю длину составляет не более 5 мм на 3-4 метра.
Следующий косоур лучше собирать по-предыдущему, чтобы их геометрия повторялась. На этом этапе струбцины будут незаменимыми помощниками.
Зачистка каркаса
Тут коротко. Зачистку каркаса лучше производить своими руками фибровыми кругами. Они наиболее качественно снимают шов по плоскости. Лучше использовать несколько зерен: первый проход 36 зерном, второй проход 80 зерном. Далее всякую мелочь доводим уже лепестковым кругом. Когда я говорю про фибровые круги, я имею в виду круги дорогие и качественные типа 3м с керамическим зерном. Лучшего качества и производительности пока не найти, но и цена на них – космос.
Покраска каркаса
Мы красим порошком. Чтобы получить высокое качество покраски порошковыми красками, нужно чтобы предыдущие этапы были доведены до идеала, так как шпаклевать каркас перед порошковой окраской не рекомендуется. Шпаклевка выделяет газы при нагреве, в местах шпаклевки образуются пузыри. Этого можно избежать, но процесс трудоемкий и долгий, и мы этот способ не используем. Мы просто делаем качественную подготовку на предыдущих этапах.
Если вы не имеете возможность красить порошком, или по каким-то причинам не хотите этого делать, то можно и подшпаклевать.
Заключение. Стоит ли делать ломаный косоур своими руками?
Несмотря на то, что статья получилась длинная, есть множество тем и нюансов, которые я хотел бы раскрыть для вас в этой статье по технологии изготовления ломаного косоура своими руками и не только своими, и не только руками. Но я боюсь вас утомить и расскажу другие детали в новых статьях.
Можно ли изготовить ломаный косоур самостоятельно, или все же доверить эту работу специалистам? Да, ломаный косоур можно изготовить самому. Нужно ли это делать? Нет, не нужно. Доверьте эту работу специалистам.
Надеюсь, вы нашли ответы на свои вопросы. А если нет, то пишите и задавайте свои вопросы на info@steppnz.ru. Я обязательно вам отвечу. А если вопросов будет много, напишу отдельную статью, где отвечу для всех подробно.
Другие статьи по теме:
Лестницы на металлическом каркасе. Какие бывают, их плюсы и минусы.
Лестница с забежными ступенями, или с площадкой. Что выбрать?
Тут вы можете посмотреть портфолио наших лестниц и отправить заявку на расчет понравившейся лестницы
- 1 Материал косоура
- 2 Выбор правильной трубы каркаса
- 3 Проектирование конфигурации каркаса
- 4 Заготовка деталей для ломаного косоура своими руками
- 5 Снятие фасок под сварку
- 6 Сверление отверстий
- 7 Сварка ломаного косоура своими руками
- 8 Зачистка каркаса
- 9 Покраска каркаса
- 10 Заключение. Стоит ли делать ломаный косоур своими руками?
Остались вопросы?
Свяжитесь с нами!
10 минут консультации заменят 2 часа поиска в интернете. Обычно ответ оказывается точным и полным, чем от бесконечных поисков по сайтам. Консультация бесплатна.
+7 (499) 577-03-47Узнайте стоимость
лестницы за 5 минут!
Заполните форму, и мы подберем лучший вариант лестницы специально под ваши запросы. Или сделаем что-то абсолютно уникальное.
Просто укажите известные размеры проема в заявке, а мы перезвоним вам и назовем точную стоимость лестницы.